ИС ТОС

Информационная система территориального общественного самоуправления

Применение информационных систем при территориальном общественном самоуправлении

В статье авторы рассматривают структуру самоорганизации граждан по месту жительства, а так же роль взаимодействия власти и населения в целях содействия повышения качества жизни граждан. Показана необходимость применения специализированных информационных систем при территориальном общественном самоуправлении как комплексе, обусловливающем и регулирующем деятельность местного населения по самостоятельному осуществлению собственных инициатив и задач в вопросах местного значения.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

к.т.н. Атаманов C.А., аспирант Якимчук Е.С.

Место территориального общественного самоуправления в структуре государственного управления

Как гласит Конституция Российской Федерации источником власти является народ, который осуществляет свою власть:

  • самостоятельно — что и называется «местное самоуправление»:
    • непосредственно;
    • через органы местного самоуправления;
  • через органы государственной власти.[1]

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и действуют в пределах своих полномочий самостоятельно. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.[1]

Существует много форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Одним из них является территориальное общественное самоуправление (далее ТОС) — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в установленных законодательством пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.[3]

Задачи территориального общественного самоуправления

Так как деятельность ТОС  является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления, то органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на данной территории, обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей, как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договоров между ТОС и органами местного самоуправления (администрацией города). Также органы ТОС обладают правотворческой инициативой, могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, которые также подлежат обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами. Представители ТОС вправе участвовать в работе органов городского самоуправления, а последние должны оказывать методическую, информационную и иную помощь.

Органы ТОС на своей территории могут играть разные роли или несколько ролей одновременно: роль хозяйствующего субъекта, общественной организации, посредника между жителями и властью. Такая разнородная деятельность подпадает под сферу регулирования множества федеральных законов.[2 стр.60]

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в нескольких формах. В случае “непрямого участия” граждане выбирают представительный орган, что позволяет быстро принимать управленческие решения, однако негативной стороной такого подхода является то, что несколько человек довольно часто не могут представлять интересы всех групп жителей, проживающих на территории, что приводит к разного рода конфликтам. При “прямом участии” для решения вопросов собирается общее собрание жителей территории или организуется письменный опрос. Её значительным минусом является слабая организованность жителей. [2]

Принцип местного самоуправления позволяет решать самому населению вопросы местного значения, то есть вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. [3]

К обязанностям, или другими словами, к возможностям местного самоуправления относится множество местных задач, в целом очерченных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые можно классифицировать следующим образом:

  • информационные задачи:
    • обеспечение возможности граждан ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы и т.д;
  • жилищные задачи:
    • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
    • создание условий для жилищного строительства и т.д;
  • дорожные и транспортные задачи:
    • дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения и т.д;
  • вопросы недвижимости:
    • владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
    • осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и т.д;
  • экономические задачи:
    • формирование, утверждение,  исполнение и контроль за исполнением местного бюджета;
    • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения и т.д;
  • задачи безопасности и порядка:
    • осуществление охраны общественного порядка;
    • обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и т.д;
  • вопросы коммунальной инфраструктуры:
    • организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
    • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и т.д;
  • вопросы досуга, культуры и отдыха, благоустройства территории:
    • использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения;
    • организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и т.д;
  • задачи развития бизнеса и предпринимательства:
    • создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
    • содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т.д;
  • нормотворческая деятельность:
    • утверждение генеральных планов поселения;
    • утверждение правил землепользования и застройки и т.д.

Видно, что утвержденные законом полномочия местного самоуправления носят общий характер и определяют лишь основные направления деятельности органов ТОС.

Также органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств под контролем государства. [1, 3]

Применение информационных систем поддержки деятельности ТОС

Рассматривая укрупненный перечень вопросов, решение которых входит в полномочия ТОС, можно выделить некоторые базовые функции, которыми должна обладать ИС ТОС:

    • опубликование информации;
    • публичный обмен мнениями и выработка единых решений;
    • пространственное планирование, учёт объектов местности и событий;
    • информационное двустороннее взаимодействие с органами местного самоуправления, государственными реестрами и муниципальными службами;
    • подготовка управленческой документации.

Сегодня применение ИС в большинстве ТОС проходит бессистемно. Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве. В лучшем случае у ТОС есть веб-сайт с минимальной информацией.

В отличие от информационных систем, предназначенных для управления на уровне муниципалитета, земельно-информационная система территориального общественного самоуправления должна представлять собой целостную технологическую, программную и информационную среду, предназначенную для совместного сбора, документирования, накопления, распространения и обработки информации в целях решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на местном уровне самими гражданами при взаимодействии с органами местного самоуправления и государственной власти.

Неотъемлемым инструментом при принятии территориальных управленческих решений сегодня являются геоинформационные системы (ГИС), позволяющие решать сложнейшие аналитические задачи в области моделирования процессов в среде населенного пункта. Вполне естественно, что практически все существующие современные комплексные решения основаны на профессиональных «больших» ГИС: ArcINFO, ArcGIS, AutoCAD Map 3D, ИнГео, GeoMedia, MapInfo, Карта и другие. Оборотной стороной практически безграничных возможностей ГИС является сложность и дороговизна их применения для неспециалистов. Проектируя ИС для ТОС нужно понимать, что не найдут своего пользователя решения, требующие установку программного обеспечения, время на освоение или прямые финансовые затраты. Выходом из этой ситуации является применение единых веб-служб, облачных сервисов хранения и предоставления данных, а также переход от рассмотрения обращений граждан представителями власти к публичной разработке решений с использованием опыта социальных сетей.

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в системе российского общества определяется тем, что оно наиболее приближено к населению, им формируется, и ему подчинено. Тем не менее существует ряд проблем, которые по мнению авторов можно решить созданием специализированной публичной информационной системы поддержки деятельности ТОС.

Во-первых, с распространением интернет-доступа необходимо перенести всю публичную деятельность ТОС в сеть, что позволит привлечь пассивную часть населения из формы непрямого участия в прямую, особенно если станет возможным придать проведению виртуальных собраний официальный статус.

Во-вторых, рационально организованное территориальное общественное самоуправление позволит более эффективно использовать административный, депутатский и людской потенциал, но это возможно только тогда, когда органы ТОС и органы местного самоуправления говорят на одном языке. Применительно к ИС это означает, что должен быть налажен информационный обмен между этими органами и муниципальными службами.

В-третьих, общие для всех ТОС проблемы, связанные с взаимодействием с вышестоящими органами власти можно решать, обмениваясь опытом между ТОС, что легче реализовать при их работе в единой информационной сети.

ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации. М.: — 2009.
2. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией
В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
4. И.В. Мерсиянова Роль территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения в городе Москве
5. Председатель ЕГС РТС Усков Проблемы взаимодействия органов территориального общественного самоуправления и местного самоуправления муниципального образования «Город Екатеринбург» В.И., http://rpr.ur.ru/article/Vzaimo.doc Политучеба. Екатеринбург, 2007.


Применение информационных систем при территориальном общественном самоуправлении / С.А. Атаманов, Е.С. Якимчук // Приложение к журналу Изв. Вузов Геодезия и аэрофотосъемка, №6. —М.: Изд-во МИИГАиК, 2011. — с.111-114.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>